Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кирилл и мефодий

Популярный словарь

Кирилл и Мефодий

Кири́лла и Мефо́дия, м.

Славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык.

Энциклопедический комментарий:

Кирилл, до принятия монашества - Константин (827-869 гг.) и его старший брат Мефодий (815-885 гг.) родились в г. Фессалоники (Салунь) в семье военачальника. Кирилл получил образование при дворе византийского императора Михаила III в Константинополе. Хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Был патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию (получил прозвище "Философ"). Мефодий рано поступил на военную службу. Десять лет был управителем одной из населенных славянами областей. Затем удалился в монастырь. В 60-х гг., отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря. В 863 г. Кирилл и Мефодий были направлены византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказания помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких феодалов. Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг: избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, псалтырь и др. (в науке нет единого мнения о том, какую азбуку создал Кирилл - глаголицу или кириллицу). Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы.

Энциклопедический словарь

Кири́лл и Мефо́дий - братья из Солуни (Салоники), славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Кирилл (около 827 - 869; до принятия в 869 монашества - Константин, Константин Философ) и Мефодий (около 815 - 885) в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги. Канонизированы.

Большой энциклопедический словарь

КИРИЛЛ И Мефодий - братья из Солуни (Салоники), славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Кирилл (ок. 827-869; до принятия в 869 монашества - Константин, Константин Философ) и Мефодий (ок. 815-885) в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги.КИРИЛЛ и Мефодий, братья, христианские миссионеры у славян, создатели славянского алфавита, первых памятников славянской письменности и старославянского литературного языка. Кирилл (принял это имя перед смертью при пострижении в схиму, до этого - Константин) родился в 827, год рождения и мирское имя старшего брата - Мефодия - неизвестны. Святые Православной (Память 11/24 мая, также Кирилла 14/27 февраля, Мефодия - 6/19 апреля) и Католической (Память 14 февраля и 7 июля) церквей.Родились в семье "друнгария" - византийского военачальника из города Фессалоники (отсюда - "солунские братья").Мефодий был назначен правителем одной из славянских областей на Балканах, после убийства в 856 покровителя семьи - логофета Фектиста - постригся в монахи в одном из монастырей на Олимпе (Малая Азия). Константин получил блестящее образование в Константинополе, где его учителями были крупнейшие представители византийской интеллектуальной элиты - Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский. Был библиотекарем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, получил прозвище Философа. Участвовал в византийских миссиях в Арабский халифат и (вместе с Мефодием) в Хазарию.

С этими миссиями связаны написанные им полемические прения с мусульманами и иудеями (включены в его "Пространные жития"). Во время путешествия в Хазарию в 861 участвовал в открытии и перенесении в Херсонес (Крым) останков Климента, папы Римского. В славянских переводах сохранились тексты написанных Константином сказаний об обретении мощей и стихотворных гимнов по этому поводу.В 863 в Константинополь прибыло посольство правителя Великой Моравии (см. Великоморавская держава) Ростислава, просившего прислать учителей для проповеди в недавно принявшей христианство стране. Византийский император решил послать туда Константина и Мефодия; их "Пространные жития" связывают с этим событием создание Константином азбуки (т. н. глаголицы), отражающей фонетические особенности славянского языка, и первого литературного текста на славянском языке - перевода Евангелия апракос (сборника из евангельских текстов, читающихся во время богослужения). По мнению исследователей, еще до приезда Константина и Мефодия в Моравию была переведена и Псалтырь. В Великой Моравии братья перевели на славянский язык текст литургии и стали совершать богослужение на славянском языке. Тогда же Константином были созданы "Проглас" - первый крупный оригинальный поэтический текст на славянском языке и "Написание о правой вере" - первый опыт изложения на славянском языке христианской догматики, положившей начало созданию славянской религиозно-философской терминологии.Деятельность Константина и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства (в церковном отношении Великая Моравия была подчинена епископству Пассау в Баварии), выступавшего против славянского письма и славянской литургии, требовавшего, чтобы литургия совершалась только на латинском языке. В этих условиях братья не могли сделать священниками подготовленных ими учеников и в 867 выехали из Великой Моравии в Венецию, рассчитывая посвятить учеников в столице Византийской империи - Константинополе. Получив приглашение от римского папы, Константин и Мефодий из Венеции направились в 868 в Рим. Здесь папа Адриан II освятил славянские книги, ученики Константина и Мефодия стали священниками и дьяконами. В Риме Константин тяжело заболел и 14 февраля 869 умер (похоронен в базилике Св. Климента).В конце 869 Мефодий был поставлен архиепископом Паннонии, практически Великой Моравии, которая тем самым приобрела церковную самостоятельность. В 870 Великая Моравия была оккупирована войсками Восточно-Франкского королевства, Мефодий был арестован и сослан в один из монастырей в Швабии. Восстание населения Моравии и вмешательство папы Иоанна VIII способствовали тому, что в 873 новому моравскому князю Святополку удалось добиться освобождения Мефодия. Папа Иоанн VIII запретил Мефодию совершать литургию на славянском языке, но Мефодий, посетив в 880 Рим, добился отмены запрета.С деятельностью Мефодия по управлению епархией связан славянский перевод сборника церковных канонов, т. н. "Номо канона Иоанна Схоластика", а также создание древнейшего памятника славянского права - "Закона судного людям", устанавливавшего санкции церковной и светской власти за нарушения норм христианской морали. Мефодию приписывается и анонимное обращение к князьям и судьям с требованием соблюдения норм этого закона. По инициативе Мефодия был предпринят перевод основных книг Ветхого Завета на славянский язык (сохранились лишь отдельные части). Мефодию приписывается также славянский канон св. Димитрию - патрону Фессалоник.Немецкое духовенство, пользовавшееся расположением моравского князя Святополка, выступало против славянской литургии и стремилось скомпрометировать Мефодия перед папой, намекая на то, что архиепископство с особым славянским обрядом может отделиться от Рима и присоединиться к константинопольской патриархии. Перед смертью Мефодий отлучил от церкви главу своих немецких противников - Вихинга. Он умер 8 апреля 885, местонахождение его могилы неизвестно.После смерти Мефодия ученики его, защищавшие славянскую литургию, были изгнаны из Моравии и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого; для передачи фонетических особенностей славянского языка он был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот алфавит, широко распространившийся у восточных и южных славян, получил впоследствии название "кириллицы" - в честь Кирилла (Константина)."Пространное житие" Константина было написано (в первоначальной редакции) до 880, вероятно, при участии Мефодия его учениками. "Пространное житие" Мефодия было написано сразу после его смерти в 885-886. Тексты служб в их честь были написаны уже в Болгарии (автором службы Мефодию был его ученик Константин Преславский). У западных славян (в Чехии) праздник в честь Кирилла и Мефодия был установлен в 1349.Литература:Можаева И. Е. Библиография по кирилло-мефодиевской проблематике. 1945-1974. М., 1980.Сказания о начале славянской письменности./ Вступ. статья, пер. и коммент. Б. Н. Флори. М., 1981.Бернштейн С. Б. Константин Философ и Мефодий. М., 1984.Grivec F. Konstantin und Method, Lehrer der Slaven. Wiesbaden, 1960.Б. Н. Флоря КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ (ок. 315-386) - христианский церковный деятель и писатель, епископ с 315; отец Церкви. Автор 24 огласительных поучений. Память 18 марта.

Гуманитарный словарь

КИРИ́ЛЛ (до принятия монашества в 869 - Конст.) (827-69) и МЕФОДИЙ (ок. 815-85) - создатели слав. азбуки, первые переводчики на слав. яз. богослужеб. греч. кн. К. и М. - братья, уроженцы г. Солуни (Фессалоники, ныне - Салоники), вокруг к-рого было много слав. поселений и жители к-рого говорили как на греч., так и на слав. яз. Ст. брат М. был неск. лет правителем слав. обл. недалеко от Солуни, затем удалился в мон. Полихрон на г. Олимп. Мл. брат К. получил блестящее для своего времени образование, был прозван современниками за свою ученость "философом". Знал слав., греч., лат., евр. и араб. яз. Был библиотекарем при патриаршей б-ке, преподавал философию. В 859 К. начал работу над составлением слав. азбуки и пер. греч. богослужеб. кн. Большинство ученых придерживается мнения, что эта азбука была глаголицей. В 862 великоморавский кн. Ростислав обратился к визант. имп. Михаилу III с просьбой прислать миссионеров, к-рые могли бы проповедовать христ. религию на слав. яз. Во гл. миссии были поставлены солунские братья. В Моравии К. и М. закончили вместе с учениками пер. Евангелия, Апостола, Псалтыри и др. богослужеб. кн. Нем. духовенство, деят-ность к-рого распространялась и на Моравию, враждебно отнеслось к проповеди христ-ва на слав. яз. Это побудило К. и М. отправиться за поддержкой к Папе римскому. Папа Адриан II признал право славян на свой яз. в письменности и богослужении. В Риме К. неожиданно заболел и скончался. М. был назначен папой Адрианом II архиеп. Паннонским и Моравским. Дальнейшая его деят-ность протекала в борьбе с нем.-лат. духовенством. Противникам удалось даже заточить М. в тюрьму, где он провел 2 года. После смерти М. его противники добились у нов. папы Стефана V запрещения слав. богослужения и изгнали учеников М. из Моравии. Но в Моравии и в отделившейся от нее в 895 Чехии слав. письменность не прекратила окончательно свое существование. Известны пам., созд. там в 10 и даже в 11 в. ("Киевские листки", "Пражские отрывки" и нек-рые др.). Ученики К. и М. направились на слав. Ю. Наиб. благоприят. условия для их деят-ности сложились в Болгарии, где в 893 слав. яз. был офиц. провозглашен на церк. соборе яз. церкви и гос-ва. Книжники т. н. Преславской школы составляли списки пер. К. и М., переводили новые богослужеб. кн. с греч., создавали оригин. творения на слав. яз. Произв. преславских книжников написаны кириллицей - азбукой, к-рая, видимо, здесь и была составлена и назв. так учениками К. в его честь. Традиции кирилло-мефодиевской письменности были продолжены в Македонии, где сложилась т. н. Охридская школа. Она представлена прежде всего именами учеников К. и М. - Климента и Наума. Пам. письменности, созд. здесь, а также в Моравии и Хорватии, написаны глаголицей. Слав. яз. в 9-10 вв. были близки друг другу, поэтому яз. пер. К. и М., отразивш. диалект солунских славян и дошедший до нас в списках 10-11 вв., стал первым лит. яз. всех славян. Этот яз. принято наз. ст.-слав. или др.-церк. слав. Создатели первого лит. яз. славян К. и М. были канонизированы, а день этих святых - 11 мая по ст. ст. (24 мая по н. ст.) отмечается сейчас и как День слав. письменности.

Лит.: Сказания о начале славянской письменности. М.. 1981; Житие Кирилла и Мефодия: факс. воспроизведение рукописей. М., 1986; Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1988.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Святые Кирилл и Мефодий. Древнее изображение.

Святые Кирилл и Мефодий. Древнее изображение.

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ, братья из Солуни (Салоники), славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства: Кирилл (около 827 - 869; до принятия в 869 монашества - Константин, Константин Философ) и Мефодий (около 815 - 885). В 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги. Канонизированы.

Полезные сервисы

кирилл и мефодий (компания)

Энциклопедический словарь

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ (компания) - «КИРИ́ЛЛ И МЕФО́ДИЙ», российская компания по выпуску электронных справочно-энциклопедических и образовательных мультимедиа (см. МУЛЬТИМЕДИА)изданий на CD-ROM и DVD: универсальные и тематические энциклопедии, обучающие программы, учебные пособия для средней школы, репетиторы для абитуриентов, программы по культуре и искусству, а также разнообразные игры. Основана в 1995. Штаб-квартира находится в Москве. В 1996 компания вошла в группу компаний R-Style, в 2001 - в группу компаний e-Style.

Ведущим изданием компании является универсальная «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (БЭКМ), ставшая общенациональной энциклопедией (к 2008 выпущено 12 изданий). Компания также специализируется на выпуске тематических и адресных энциклопедией, среди которых наибольшей популярностью пользуются: «Детская энциклопедия», «Энциклопедия кино», «Энциклопедия ПК и Интернета», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья», «Туристический атлас» и др.

Образовательные мультимедиаиздания представлены преимущественно «Уроками Кирилла и Мефодия», охватывающие все школьные предметы и все классы. В 2005 в компании подготовлен новый продукт - электронная образовательная среда КМ-школа, разработанная на базе новейших образовательных и информационных технологий для российских школ. В этом же году была запущена серия образовательных изданий «Школа развития личности». В этой серии к 2007 вышли: «Учимся читать быстрее», «Развиваем внимание», «Улучшаем память», «Учимся эффективно распоряжаться временем», «Учимся понимать музыку», «Учимся понимать архитектуру», «Учимся понимать живопись».

К работе над проектами привлекаются ведущие российские ученые, педагоги, публицисты, специалисты мультимедиа, методисты, эксперты.

Полезные сервисы

кирилл и мефодий (святые)

Энциклопедический словарь

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ (святые) - КИРИ́ЛЛ и МЕФО́ДИЙ (братья Солунские), славянские просветители, православные проповедники, создатели славянского алфавита. Кирилл (ок. 827-869; до принятия в 869 монашества - Константин Философ) и Мефодий (ок. 815-885) в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу (см. ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА) для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги. Святые Православной (память 11/24 мая, Кирилла также 14/27 февраля, Мефодия - 6/19 апреля) и Католической (память 14 февраля и 7 июля) церквей.

Родились в семье «друнгария» - византийского военачальника из города Фессалоники (отсюда - «Солунские братья»). Мефодий был назначен правителем одной из славянских областей на Балканах, после убийства в 856 покровителя семьи - логофета Фектиста - постригся в монахи в одном из монастырей на Олимпе (Малая Азия). Константин получил образование в Константинополе, где его учителями были представители византийской интеллектуальной элиты - Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский. Был библиотекарем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, получил прозвище Философа. Участвовал в византийских миссиях в Арабский халифат и (вместе с Мефодием) в Хазарию. С этими миссиями связаны написанные им полемические прения с мусульманами и иудеями (включены в его «Пространные жития»). Во время путешествия в Хазарию в 861 участвовал в открытии и перенесении в Херсонес (Крым) останков Климента Римского (см. КЛИМЕНТ Римский). В славянских переводах сохранились тексты написанных Константином сказаний об обретении мощей и стихотворных гимнов по этому поводу.

В 863 в Константинополь прибыло посольство правителя Великой Моравии (см. Великоморавская держава (см. ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА)) Ростислава, просившего прислать учителей для проповеди в недавно принявшей христианство стране. Византийский император решил послать туда Константина и Мефодия; их «Пространные жития» связывают с этим событием создание Константином азбуки (т. н. глаголицы), отражающей фонетические особенности славянского языка, и первого литературного текста на славянском языке - перевода Евангелия апракос (сборника из евангельских текстов, читающихся во время богослужения). По мнению исследователей, еще до приезда Константина и Мефодия в Моравию была переведена и Псалтирь (см. ПСАЛТИРЬ). В Великой Моравии братья перевели на славянский язык текст Литургии и стали совершать богослужение на славянском языке. Тогда же Константином были созданы «Проглас» - первый крупный оригинальный поэтический текст на славянском языке и «Написание о правой вере» - первый опыт изложения на славянском языке христианской догматики, положившей начало созданию славянской религиозно-философской терминологии.

Деятельность Константина и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства (в церковном отношении Великая Моравия была подчинена епископству Пассау в Баварии), выступавшего против славянского письма и славянской Литургии, требовавшего, чтобы Литургия совершалась только на латинском языке. В этих условиях братья не могли сделать священниками подготовленных ими учеников и в 867 выехали из Великой Моравии в Венецию, рассчитывая посвятить учеников в столице Византийской империи - Константинополе. Получив приглашение от римского папы, Константин и Мефодий из Венеции направились в 868 в Рим. Здесь папа Адриан II освятил славянские книги, ученики Константина и Мефодия стали священниками и дьяконами. В Риме Константин тяжело заболел и 14 февраля 869 умер (похоронен в базилике Св. Климента).

В конце 869 Мефодий был поставлен архиепископом Паннонии, практически Великой Моравии, которая тем самым приобрела церковную самостоятельность. В 870 Великая Моравия была оккупирована войсками Восточно-Франкского королевства, Мефодий был арестован и сослан в один из монастырей в Швабии. Восстание населения Моравии и вмешательство папы Иоанна VIII способствовали тому, что в 873 новому моравскому князю Святополку удалось добиться освобождения Мефодия. Папа Иоанн VIII запретил Мефодию совершать Литургию на славянском языке, но Мефодий, посетив в 880 Рим, добился отмены запрета.

С деятельностью Мефодия по управлению епархией связан славянский перевод сборника церковных канонов, т. н. «Номоканона Иоанна Схоластика», а также создание древнейшего памятника славянского права - «Закона судного людям», устанавливавшего санкции церковной и светской власти за нарушения норм христианской морали. Мефодию приписывается и анонимное обращение к князьям и судьям с требованием соблюдения норм этого закона. По инициативе Мефодия был предпринят перевод основных книг Ветхого Завета на славянский язык (сохранились лишь отдельные части). Мефодию приписывается также славянский канон св. Димитрию - патрону Фессалоник.

Немецкое духовенство, пользовавшееся расположением моравского князя Святополка, выступало против славянской Литургии и стремилось скомпрометировать Мефодия перед папой, намекая на то, что архиепископство с особым славянским обрядом может отделиться от Рима и присоединиться к константинопольской патриархии. Перед смертью Мефодий отлучил от Церкви главу своих немецких противников - Вихинга. Он умер 8 апреля 885, местонахождение его могилы неизвестно.

После смерти Мефодия ученики его, защищавшие славянскую Литургию, были изгнаны из Моравии и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого; для передачи фонетических особенностей славянского языка он был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот алфавит, широко распространившийся у восточных и южных славян, получил впоследствии название «кириллицы (см. КИРИЛЛИЦА)» - в честь Кирилла (Константина).

«Пространное житие» Константина было написано (в первоначальной редакции) до 880, вероятно, при участии Мефодия его учениками. «Пространное житие» Мефодия было написано сразу после его смерти в 885-886. Тексты служб в их честь были написаны уже в Болгарии (автором службы Мефодию был его ученик Константин Преславский). У западных славян (в Чехии) праздник в честь Кирилла и Мефодия был установлен в 1349.

Полезные сервисы